Добро пожаловать!
Этот сайт о ненецком народе.Здесь вы найдёте информацию о их промысле, познакомитесь с бытом и культурой.
Ненцы - жители севера! Они с давних времён живут и кочуют по берегам Карского моря.
Они живут в трёх северных округах России; в Ямало-Ненецком автономном округе, столица - Салехард, в Долгано-Ненецком округе, столица - Дудинка, в Ненецком автомномном округе, столица - Наръян-Мар.
Ненцы подразделяются на две группы – тундровую и лесную. Тундровые ненцы расселяются преимущественно в Ямальском, Тазовском, Приуральском, Надымском районах. Говорят они на тундровом диалекте ненецкого языка. Вторая группа – это лесные ненцы, населяющие таежную зону.
Самоназвание ненцев "ненэй ненэць" (настоящий человек). Иногда называют себя "хасава" (мужчина), "выʼ хасава"(тундровой ненец), а лесные ненцы называют себя нещаӈ
История происхождения.
Относительно этногенеза, происхождения ненцев существует ряд гипотез. Одни учёные считают их потомками древнего населения тундры, другие — пришедшими из более южных районов. Дело в том, что в XIX веке в районе Южной Сибири были обнаружены народы (койбалы, маторы, камасинцы), которые говорили на языках, очень близких к тем, на которых говорили уже обосновавшиеся на севере ненцы, нганасаны, селькупы и энцы. Сейчас, наиболее признанным является предположение, что северные самодийцы сформировались в результате смешения древних аборигенов Арктики и групп самодийцев, которые в первых веках н. э. стали продвигаться на Север и вышли в лесотундру и тундру на рубеже I и II тысячелетий н. э. Из Южной Сибири самодийцы принесли язык, оленеводство и связанные с ним черты культуры. Отметим, что в ненецком языке многие термины, связанные с арктической зоной, являются описательными (северные моря — итя’ Ⱨабтеня — «пахнущая вода», белый медведь — сэр’’ варк, где сэр’’ — «белый», варк — «медведь», морж — тивтей «клыкастый»).
Однако дальнейшие поиски с целью раскрытия тайны появления человека на Крайнем Севере продолжаются (археологические изыскания, изучение фольклора и т. д.). Считается, в частности, что бытующие у ненцев легенды о народе сихиртя (сиртя), прячущемся в сопках, хранят память о самых древних обитателях Арктики.
Мировозрение , религия
По представлениям ненцев, у каждого объекта или явления окружающей природы, будь то река или озеро, дерево или камень, птица или зверь, и т.д., имеется свой «хозяин» - самостоятельное существо.
. Такое восприятие - одно из появлений идеологии шаманизма, основанной на анимистических представлениях, связанных с обожествлением природы, почитанием животного мира.
У ненцев имеется весьма многочисленный и сложный пантеон, включающий десятки имен: Илебямʼ пэртя – бог дарующий людям оленей и жизнь, Яʼ Миня – богиня-покровительница рождения и земли, Хада, Яʼ малʼ Не – богиня Ямала, Явʼ малʼ хэхэ - Хозяин (Бог) Оби и др. Эти боги являются, по существу, олицетворением сил природы и выступают покровителями разных видов человеческой деятельности.
Важнейшее место в пантеоне занимают два образа богов. Один из них – Нумʼ. Это верховное божество, которое прибывает в небесной зоне Вселенной и распоряжается судьбами народов.
Второй образ связан с подземным миром, где по воззрениям ненцев, обитают враждебные людям духи. Ӈа – глава духов нижнего мира.
Быт, хозяйство, деятельноность.
Традиционное жилище ненцев - чум. Это конусообразная палатка, состоящая из шестов, покрытых зимой нюками из оленьих шкур, а летом - нюками, сшитыми из брезента или из состаривших зимних нюков,
Транспортным средством, зимой и летом служили олени, запряжённые в сани (нарты). Для ненцев характерна упряжка «веером», т. е. олени располагаются рядом (от 2 до 6—7). Нарты различаются в зависимости от их назначения (легковые, грузовые).
Основными занятиями ненцев являются оленеводство, охота (главным образом зимой) и рыболовство (летом). Тундровики растут среди оленей и с детства учатся понимать их, поэтому не случайно называют себя «ты’ ню» – дитя оленя. Действительно, жизнь ненца неотделима от северного оленя. Они, одомашнив оленя, приспособили его к выполнению транспортных работ за счёт изготовления нарт разнообразной конструкции и специфической упряжи. Благодаря использованию оленя как транспортного животного ненцы смогли не только проникнуть на бескрайние просторы Севера, но и обжить их.
Технология ведения ненецкого этнического оленеводства признана учёными самой совершенной на Севере, а производная от него ненецкая культура, пройдя через горнило исторических испытаний и реформ, почти без потерь сохранила свою традиционность. [3]
Развитие оленеводства ненцев
Олень – основа жизни ненецкой семьи. Говорят: "не человек водит оленя, а олень водит человека по бескрайним просторам тундры". В ходе каслания тундровые кочевники пересекают огромные пространства, от редколесья до арктического побережья. Ими установлены многовековые правила ведения оленьего стада» («Ты сер», «Ты пэробцохона», «Ты манзаяхана»). [4]
В условиях северного бездорожья олени остаются незаменимыми транспортными животными, несмотря на развитие авиации, водного транспорта, наземной техники – тракторов, вездеходов, снегоходов. Северные олени хорошо приспособлены для круглогодовой работы в условиях тундры и лесотундры. Они обладают высокой проходимостью, значительной грузоподъёмностью, существенной выносливостью.
Использованная литература:
[1] Хомич Л.В. Ненцы. – СПб.: Русский двор, 1995. – С. 22-23
[2] Хомич Л. В. Сборник ранних статей. Составитель Вануйто В. Ю. - Салехард: ГУП ЯНАО Издательство «Красный Север», 2008. – 224с.
[3] Мухачёв А. Д. Харючи Г. П. Южаков А. А. Кочующие через века: оленеводческая культура и этноэкология тундровых ненцев. – Салехард Екатеринбург. 2010. С5-12
[4] Няруй В.Н. Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков. – СПб.: ООО «МИРАЛЛ», 2005. С. 40